Если между МФО и клиентом возникают недоразумения, наблюдается явное нарушение законодательных норм со стороны компании, то в большинстве случаев заемщик не знает, каким образом можно защитить себя и свои интересы. Слишком высокие проценты, неадекватные размеры комиссий и штрафов, угрозы, вымогательство, начисление штрафа после закрытия задолженности – ситуаций, при которых понадобится квалифицированная помощь посторонних организаций, много. Предлагаем разобраться, когда стоит и куда жаловаться на МФО.
Обращение в МФО
Вне зависимости от нарушения, предъявить претензии в первую очередь следует самой микрофинансовой организации. В некоторых случаях этого достаточно для урегулирования ситуации. Позвоните оператору, записав на диктофон разговор, или направьте обращение по e-mail, почтовому адресу. Даже если МФО не уладит возникшую проблему, заемщик имеет право использовать полученный ответ при подаче жалобы в другие органы.
Жалоба в Центральный Банк
Центральный банк РФ является главным контролирующим органом и может исключить МФО из государственного реестра. Обращаться в ЦБ следует в таких случаях:
- выдача займов организацией, не состоящей в реестре ЦБ РФ;
- передача конфиденциальных данных третьим лицам без согласия заемщика;
- изменение условий договора в одностороннем порядке;
- отказ в досрочном погашении долга или начисление штрафа за досрочное погашение;
- использование неправомерных способов при взыскании долга;
- начисление комиссии, штрафа выше допустимых значений (более 1% в день и более 1,5 кратного размера займа).
ЦБ принимает как онлайн-жалобы, так и в общественном приемном отделении по адресу: г.Москва, пер. Сандуновский, д.3 строение 1.
Обращение в СРО
Для проведения проверки и устранения нарушений обращайтесь в СРО, членом которой является ваша компания-кредитор. Узнать информацию о членстве можно, ознакомившись с документами, которые МФО размещает на официальном сайте. Пишите сюда в любых случаях, которые свидетельствуют о нарушениях законодательных норм.
Роспотребнадзор
При любых нарушениях организацией закона «О защите прав потребителей» заемщики могут направить онлайн-обращение по ссылке https://www.rospotrebnadzor.ru/feedback/hotline2.php или лично посетить учреждение по адресу г. Москва, Вадковский переулок, дом 18, стр. 5, 7.
Наиболее распространенные случаи обращения – взимание незаконных или слишком высоких комиссий, отсутствие в договоре пункта о возможности запретить уступку коллекторам, отсутствие возможности подать иск за пределами региона присутствия МФО (по договору).
Жалоба в Федеральную антимонопольную службу России
Обратиться в ФАС стоит по вопросам разглашения и кражи персональных данных, умышленного навязывания платных услуг и нарушения законодательства, связанного с рекламными кампаниями. Жалобы принимаются по e-mail delo@fas.gov.ru и лично по адресу территориального отделения – ищите его по ссылке https://fas.gov.ru/pages/kontakty_territorialnye_organy.
Обращение к финансовому омбудсмену
Урегулированием досудебных разбирательств занимается специальный орган – финансовый омбудсмен. Перед обращением необходимо убедиться в том, что МФО состоит в реестре или перечне. На официальном сайте финансового уполномоченного finombudsman.ru указано, что предварительно следует подать запрос в микрофинансовую организацию. Если МФО не ответила или полученный ответ не удовлетворил клиента, смело подавайте онлайн-жалобу омбудсмену. Перед подачей жалобы убедитесь в том, что размер требований о взыскании денежных сумм не превышает 500 тысяч рублей.
Обращение в Прокуратуру
Если вы столкнулись с угрозами, вымогательством, шантажом, порчей имущества, ночными звонками вам и вашим родственникам, то имеете полное право обратиться в Прокуратуру. На момент подачи заявления желательно, чтобы у вас были какие-либо доказательства: сохраненные СМС, записи звонков на диктофон, видео-, фотоматериалы.
Жалоба в ФССП
Если МФО придерживается незаконных способов взыскания задолженности, обратитесь в Федеральную службу судебных приставов. Написать жалобу целесообразно в случае частых звонков, угрозы жизни и здоровью, морального давления, вымогательства, шантажа. Посетите территориальное отделение лично или составьте онлайн-жалобу.
Когда нецелесообразно и бесполезно жаловаться на МФО
Несмотря на то, что со стороны МФО правонарушения и превышение полномочий наблюдается чаще, чем со стороны заемщиков, не всегда стоит обращаться с жалобами. Если ваш долг просрочен, сотрудники микрофинансовой организации имеют полное законное основание на то, чтобы звонить вам не чаще 1 раза в сутки, 2 раз в неделю и 8 раз в месяц. Работники организации имеют право на информирование должника о реальной сумме погашения и сроках без осуществления психологического давления. Также не следует обращаться в вышестоящие органы, если вы надеетесь на мирное урегулирование ситуации в дальнейшем.
Перед подачей жалобы внимательно перечитайте договор. Вполне возможно, что действия компании прописаны в условиях, с которыми вы предварительно были ознакомлены и подтвердили свое согласие.